Этика межнационального общения - КАЗАЧОК№20

Перейти к контенту

Главное меню:

Этика межнационального общения

Антитеррористическая защищенность

Организация деятельности воспитателя по  формированию
этики  межнационального общения  в  ДОУ

       Накопление ребенком личного позитивного опыта межличностного общения с представителями разных национальностей, формирование этики межнационального общения помогут в будущем нашим малышам противостоять расистским, националистическим настроениям, способствует созданию имиджа будущих граждан России.

       Совершенно очевидно, без формирования толерантности- движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно.
И поэтому актуальным остается вопрос воспитания детей в духе интернационализма, развитие у детей  устойчивых заинтересованных, уважительных отношений к людям других национальных принадлежностей. И как результат- закладывание эмоционально положительной основы для развития интернациональных, патриотических чувств наших воспитанников.  
    Опираясь на словарь «интернациональное воспитание» - это формирование и развитие дружбы между народами и уважение к трудящимся всех национальностей. Интернациональное воспитание начинается уже в дошкольные годы. Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у дошкольников этих внутренних противоречий и побудили бы их к развитию у себя указанных качеств.
       Каким же должно быть у детей формирующее отношение к людям разных национальностей? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенном на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым, прежде всего своего родного народа, а также иных рас и национальностей. Сегодня мы задумываемся, какие же задачи решаться в детском саду в русле обсуждаемой проблемы. По нашему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего,  но и других народов необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Это является одной из важнейших задач интернационального воспитания.
Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности
Закрепление полученных знаний ребёнок осуществляет в свободной деятельности по предложению педагога или инициативе детей.
        Для развития ярких, образных представлений о каком- либо народе важна последовательность работы. Прежде всего, детей знакомят с устным народным творчеством  (потешками, загадками, народными сказками). Затем детям читают рассказы, стихи, показывают диафильмы о жизни сверстников определенного народов целях воспитания дружелюбия к ним.
Организуют экскурсии в музей народного творчества, на выставки художественных картин, прикладного искусства. Если нет возможности организовать экскурсии можно устраивать выставки иллюстраций, репродукций с картин народных художников, выставки изделий прикладного искусства.
              Позже знакомят детей с героями великой отечественной войны, талантливыми людьми для развития интереса к данному народу.
На занятиях по изобразительной деятельности (рисование народных орнаментов или узоров, национальных костюмов, на сюжет народных сказок, изготовление предметов быта) закрепляют и уточняют полученные впечатления о жизни, быте и искусстве народа.
Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием и дидактического, и развлекательного характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
С этой целью можно провести упражнение-игру «Чем мы похожи?». Первый вариант. Дети сидят в кругу, педагог приглашает в центр круга одного из участников на основе какого-либо сходства с собой. Например: «У нас с тобой одинаковый цвет глаз». Или: «у нас с тобой есть младшие сестры» и т.д. Вышедший в круг ребенок приглашает еще кого-нибудь таким же образом. Упражнение проводиться до тех пор, пока все дети не окажутся в центре круга. Второй вариант. Несколько детей расходятся в разные места групповой комнаты и называют какие-нибудь реалии. Те дети, которым они соответствуют, подходят к ним. Например: «Подойдите ко мне те, у кого любимое блюдо пельмени», «Станьте сюда те, кто хорошо катается на велосипеде», «Бегите ко мне те кто летом отдыхал на море» и т.д. таким образом, дети постоянно переходят из одной подгруппы в другую. По окончании игры-упражнения делается вывод о множестве признаков детей друг с другом.
         В качестве игрового метода, повышающего степень усвоения познавательного материала, часто используются воображаемые ситуации, иногда с ролями, игровыми действиями, игровым оборудованием. Например, признанию различий и их приятию способствует игра-беседа «Нам нужны различия». Педагог предлагает детям представить, что они отправляются на изведанную планету и им предоставляется возможность выбрать себе напарника. «Каким бы вы хотели его видеть?». Опыт показывает: дети при характеристике напарника очень редко называют внешние физические данные, поэтому можно задать вопросы: «Играет ли внешность большую роль в данной ситуации?», «Было бы нам интересно, если бы обитатели другой планеты ничем не отличались (ни внешними данными, ни культурой, ни традициями) от нас?», «Какие чувства (радость, интерес, удивление и т.п.) мы испытали бы? Почему?». Или педагог предлагает воспитанникам представить, что было бы, если бы все люди были на одно лицо: «Все ваши мамы, папы, братья и сестры были бы похожи друг на друга как две капли воды?».
         В конце детям задают вопросы: «Почему в мире так много людей и все они разные?», «Почему мы должны быть терпимыми к разным людям?», «Зачем нам нужны различия?».
Для уточнения знаний детей можно провести игру-путешествие «Россия
страна моя родная», а о декоративно-прикладном искусстве игру-экскурсию «Лавка сувениров».
           Ценным методом, или методическим приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Сравнение, возможно, использовать как прием на занятии. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложение картинки на две группы: в одну
все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а другу все относящиеся к нерусской культуре». Например: терем, сарафан, ларец, балалайка, Василиса Прекрасная, тюря это символы русской культуры, а сакля, гондола, Красная Шапочка, лаваш, гитара к ним не относятся.
Значимым методом в ознакомление дошкольников с миром этнической культуры является метод проектов, предполагающий в нашем случае организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства разных народов.
  Все перечисленные методы используются педагогом в разных организационных формах и видах деятельности. Они повышают уровень и качество сформированности этнокультурной осведомленности дошкольников.  Вместе с тем не следует перегружать детей знаниями географического характера. Целесообразно знакомить детей с народами. А не со странами, меньше уделять внимания национальной символике. Дошкольнику достаточно знать флаг, гимн, герб Российской Федерации - его большой Родины, а также символику края или города где он живет, т.е. своей малой Родины.  
В решении данной проблемы огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают  первые представления о культуре своего народа. Именно в семье формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам, без чего этнокультурная осведомленность дошкольников так и останется на уровне теории.
Таким образом, одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной осведомленности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путем:
Привлечение родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение и их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурой спецификой: вышиванию, плетение из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);
Участие родителей в выставках семейного творчества;
Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
Предоставление родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериалов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезенных из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детском саду;
Проведение родителями прогулок и экскурсий по маршрутам, предложенным воспитателем;
Совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;
Выступления взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями которого они являются;
Ведение вместе с детьми исследовательской деятельности (методом проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.
Таким образом, родители детей обязательно должны стать
и становятся полноправными участниками педагогического процесса
      Сегодня мы в полной мере осознаем: человек уже в первые годы своей жизни должен всей душой, всем сердцем свой родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Не превратиться в Ивана не помнящего своего родства. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов, проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей.



 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню